В Центральном районе Барнаула есть небольшая улица «проезд Фроловых». Названа в честь Козьмы Дмитриевича и Петра Козьмича Фроловых, отца и сына.
Козьма Фролов — легенда отечественной и мировой науки, человек, который благодаря своим изобретениям и исследованиям внес огромный вклад в развитие горной промышленности России.
Главным детищем Козьмы Фролова была гидросиловая установка, законченная им в 1785 году. Она помогала рабочим Змеиногорского рудника: извлекала полезные ископаемые из подземных недр, измельчала руду.
Другие важные изобретения Козьмы Фролова:
Золотопромывочная машина, сделанная в 1760 г, на тот момент самая производительная в мире;
Похверк. В 1763-1770 годах на Змеиногорском руднике Козьма Фролов
построил устройства для измельчения руды при помощи давления.
Подземная деривационная установка для откачки воды с недр рудника.
Рудоподъемник «патерностер». Он был построен в 1787 году на Вознесенской шахте и был способен поднимать руду на большую высоту, что значительно увеличило производительность работы на шахте.
Сын Козьмы Дмитриевича Пётр с детства интересовался техникой. С 6 лет работал на сортировке руды. В 9 лет его послали постигать науки в далёкий Петербург, в горное училище. Получив диплом, Пётр Козьмич вернулся на родину, служил «по маркшейдерской должности и заведованию лесов» на Змеиногорском, а затем на Гольцовском, Семёновском и Лазурском рудниках.
Петр Козьмич стремился продолжить дело своего отца в гидротехнике, занимался внедрением кокса в черную металлургию. Еще работая чертежником, он представил проект специальных судов для сплава руд и лично руководил их постройкой и применением. Измерил фарватер Иртыша и открыл навигацию.
По его проекту в России была введена в эксплуатацию двухкилометровая чугунная дорога с конной тягой, первая в своем роде, которая вела от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода.
Конная железная дорога считалась «весьма передовой» не только для алтайской промышленности, но и на уровне мировой инженерной мысли.
В 1817 году Петру Фролову был вручен Указ о назначении его главным командиром Колывано-Воскресенских заводов и Томским губернатором. Здесь его таланты проявились во всю силу. Конечно, он не мог изменить существующий крепостнический порядок, но много сделал для того, чтобы соблюдались хотя бы те законы, которые уже имелись. Он отдавал под суд, подвергал наказаниям и штрафам земских управителей за злоупотребления властью, за издевательство над крестьянами, так что в их среде сложилась поговорка: «Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Петра Козьмича».
За короткий срок – всего за несколько лет – Фролова пять раз награждали орденами. Редчайший случай для статской службы! Заслуг у него действительно было немало. Так, по настоянию Фролова открылись первые в Западной Сибири бумажная фабрика и типография. В губернии значительно увеличили выплавку железа, чугуна и особенно свинца. Также Фролов создал и первую в губернии метеорологическую станцию.
Петр Фролов решил превратить Барнаул в благоустроенный город. Возможно, на это решение повлиял его опыт десятилетнего обучения в Санкт-Петербурге, знакомство с европейской культурой. Он лично участвовал в формировании облика города как организатор и архитектор. По его заданию улицы были выпрямлены, город разбит на кварталы. Он сам руководил составлением плана застройки Барнаула, новой системы улиц и площадей. В Барнауле на нынешнем проспекте Ленина (тогда Московский переулок) появился первый бульвар — тоже благодаря ему.
По инициативе и при активном содействии Петра Козьмича в Барнауле были открыты учреждения промышленного, художественного и научного характера. Началось строительство горного госпиталя, училища. Им было задумано и регулярно пополнялось собрание «куриозных вещей», ставшее впоследствии основой коллекции Барнаульского музея – первого в Западной Сибири.
Человек высокой культуры, П.К. Фролов был страстным собирателем древностей. В своем доме (Ленина, 18 – ныне здание мэрии и гордумы) он разместил коллекцию рукописей на восточных языках, собрание старинных и художественных предметов, небольшую картинную галерею.
В годы правления Фролова (а правил он 13 лет) также построена первая бумажная фабрика и типография, метеорологическая и магнитная станции, увеличилась выплавка железа, чугуна, свинца, чеканка монеты.
В 1830 году Петр Козьмич Фролов неожиданно вышел в отставку и уехал в Санкт-Петербург. Скончался в возрасте 64 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище петербургской Александро-Невской лавры – рядом с величайшими деятелями империи. Своё главное богатство – собрание старинных русских книг – он завещал Императорской публичной библиотеке.