Ошибка
  • Шаблон для данной страницы недоступен. Пожалуйста, сообщите об этом Администратору сайта.

Народная святыня

Народная святыняВ конце минувшего года в музее «Город» появилась необычная икона. Ее принес в музейную лавку один из жителей Барнаула – но не в дар, а с целью продажи. После исследования, проведенного сотрудниками музея, оказалось, что эта икона уникальна – во-первых, она представляет собой один из списков иконы Иверской Божьей Матери конца XIX - начала XX веков, а во-вторых, является образцом известной афонской росписи.


Но, увы, на этой иконе уцелели лишь лики – вся ее поверхность покрыта половой краской: явно для того, чтобы скрыть следы пожара, от которого она существенно пострадала. Кроме того, по предположению музейщиков, эта
икона одно время служила ставней – на ее торце до сих пор остались поржавевшие от времени петли. А четкий след от ботинка на обратной стороне доски заставляет предположить, что когда-то икона лежала на полу и по ней ходили…
- Эта икона уникальна, и для меня, как для руководителя музея, она представляет небывалый интерес, - рассказывает директор музея «Город» Наталья Вакалова. – Прежде всего
тем, что демонстрирует отношение жителей прошлого века к православным святыням, к вере в целом. Ведь, насколько нам известно, за сравнительно короткий период нашей истории, с 1931-го по 1939 год, на территории Алтайского
края практически не осталось действующих храмов. Они либо разрушались (взять, к примеру, Петропавловский собор), либо становились подсобными помещениями при различных учреждениях (к их числу относятся Знаменский монастырь, Никольский храм, восстановленная церковь Димитрия Ростовского). Однако несмотря на то, что в музей принес икону житель Барнаула, сама она из Бийска – там ее обнаружили на чердаке одного из частных домов. Правда, Наталья Вакалова
считает, что икона, скорее всего, попала в Бийск из Барнаула, где действительно в 1917 году был сильный пожар, во время которого сгорели почти все деревянные постройки в центре Барнаула и часть кирпичных строений.
По крайней мере, определить причастность к истории нашего города, а также проследить историю этой иконы – задача музейщиков.
- Однако исследовать историю этой иконы мы сможем начать лишь после того, как она будет выкуплена, - говорит Наталья Владимировна. – Дело в том, что ее владелец запросил за православную реликвию 50 тыс.
руб. Пусть это не самая большая сумма, но на сегодня музей ею, увы, не располагает. Тогда мы решили обратиться к спонсорам, и на нашу просьбу уже откликнулось несколько человек (часть денег выделили известный издатель и
меценат Николай Герцен и руководство ООО «Алтайкапиталстрой»). Нам важно выкупить икону как можно скорее – иначе может найтись обеспеченный человек, который купит святыню для своей личной коллекции или, что
намного хуже, переправит ее за рубеж. Кроме того, она может быть передана в руки церкви, где ее, конечно же, приведут в порядок, отреставрируют, но это будет уже другая икона. И ценность у нее будет совсем другой.
Дело в том, что для работников музея ценность иконы определяется ее историей, которая в данном случае вещественна. Да, икона опалена огнем, да, она закрашена половой краской, что многим может показаться кощунственным. Но на ней уцелели лики. Почему их не тронул пожар? И почему человек, покрывающий доску краской, не закрасил сохранившееся изображение? Не поднялась рука? И знали ли люди, оставившие след от ботинка на обратной стороне доски, что ходят по образцу афонской иконописи?
- Согласна, сегодня эта икона вызывает множество вопросов, - поясняет директор музея. – Но, поймите, для нас, жителей города, именно ее сегодняшний вид оценивается выше многих произведений искусств. К примеру, когда нам приносят швейную машинку марки Zinger, то я смогу ее оценить лишь после того, как узнаю, какая за ней стоит история. И если, допустим, окажется, что во времена Великой Отечественной войны на этой машинке шили гимнастерки, то этот экспонат будет неоценим.
Так, в нашем музее в постоянной экспозиции вывешена копия портрета Иосифа Виссарионовича Сталина. Когда его начали снимать со стены, то он показался слишком тяжелым.
Убрали задник, и оказалось, что портрет вождя закрывал собой икону. В итоге икону забрал даритель, а в нашу коллекцию передал лишь портрет, который теперь стал портретом с историей. Глядя на него, невольно задумываешься:
что за икона находилась за этим портретом и кому все-таки молились его владельцы?
Как поясняет Наталья Вакалова, если икону удастся выкупить, то она будет экспонироваться в таком виде, в каком сегодня находится. Вполне возможно, святыня будет максимально очищена от краски. Но ясно одно: священные лики останутся непри-
косновенны. Кроме того, будет проведено расследование, касающееся истории этой реликвии, после чего станет ясно, какие мастера писали икону, как и откуда она попала сначала в Бийск, а затем и в Барнаул. Но это все потом – сначала нужно собрать деньги.
- Сегодня эта икона стоит в моем кабинете, и, признаюсь, смотрю на нее, а в душе что-то происходит, - говорит Наталья Владимировна. – И я уверена: для того чтобы нынешнему поколению не наступить на те же грабли, что и наши предки,
молодое поколение должно видеть икону такой, какая она есть. Поэтому мне хочется призвать горожан, руководство фирм и организаций города помочь выкупить святыню. Тогда эта икона станет народной, нашей, городской. И она сыграет большую роль в воспитании подрастающего поколения, продемонстрирует молодым людям, что наше поколение по отношению к прошлому повело себя достойно.
Наталья КАТРЕНКО.
Фото Андрея ЧУРИЛОВА.
ВНИМАНИЕ!
Все, кто пожелает поучаствовать в сборе денег на приобретение иконы, могут обратиться в музей «Город» (ул. Льва Толстого, 24; тел.:  65-87-94, 63-64-91) или в редакцию газеты «Вечерний Барнаул» (пр. Ленина, 110; тел. 36-22-28).

По материалам газеты «Вечерний Барнаул

5 января 2013 г. Вечерний Барнаул № 1 (3713)  стр.10

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить